Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали.
Доминго де Бонечеа родился в 1713 году в Гетарии. О его юности и начале морской карьеры практически ничего не известно, но представить их себе не сложно. Почти за 250 лет, отделивших Бонечеа от самого, пожалуй, знаменитого уроженца Гетарии — Хуана Себастьяна Элькано, в образе жизни небольшого баскского городка мало что изменилось. В XVIII веке, так же, как и в XV, большая часть мужского населения Гетарии занималась рыбной ловлей, а часть оставшаяся — контрабандой. Строгих границ между двумя этими промыслами для басков не существовало, и практически каждый рыбак в городе периодически имел дело с контрабандой, а каждый контрабандист был также и «честным рыбаком» — как минимум, на словах. Для попавшихся на незаконной торговле испанцев существовал один верный способ избежать наказания — пойти на службу в военный флот. Именно так в свое время стал военным моряком контрабандист Хуан Элькано, не исключено, что также начал свою карьеру Доминго де Бонечеа.
Испания к середине XVIII века постепенно утрачивает свое военное превосходство на море, и вместе с ним — колонизаторский пыл. В то же время и Франция и, в первую очередь, Англия, продолжают исследовать океаны, основывая одну колонию (а значит, и военную базу) за другой. Успех первой кругосветной экспедиции Джеймса Кука в 1771 году и активность французов (Бугенвиля, Марион-Дюфрена, Буве) в Индийском и Тихом океане всерьез насторожили испанского короля Карла III, к тому времени по итогам Семилетней войны уступившего Флориду и земли к юго-востоку от Миссисипи Великобритании. Испания решает включиться в раздел Индийского и Тихого океанов между европейскими державами, и, сделать один из важных шагов в этом направлении выпало Доминго де Бонечеа.
Вице-король Перу Мануэль де Амат и Хуньет поручил баскскому мореплавателю установить власть испанской короны на Таити и защитить, тем самым, богатое золотом западное побережье Южной Америки от возможного нападения Великобритании. История открытия Таити до сих пор вызывает много споров, и, по одной из распространенных версий, первыми европейцами, увидевшими остров, были именно испанские первооткрыватели — Хуан Фернандес в конце XVI века и Педро Фернандес де Кирос через 30 лет после него. Однако, всерьёз европейские морские державы заинтересовались будущими островами Французской Полинезии только во второй половине века восемнадцатого. В 1767 году на Таити высадилась экспедиция английского мореплавателя Самуэля Уоллиса, уже на следующий год остров посетил француз Луи Антуан де Бугенвиль, а еще через год после него — Джеймс Кук. Колонизация стратегически важного архипелага была лишь вопросом времени, и, 26 сентября 1772 года, из перуанского порта Кальяо в сторону Таити отправился Доминго де Бонечеа — с одной лишь целью — подробно исследовать остров и присоединить его к Испании, опередив конкурентов.
В ходе экспедиции Бонечеа исследовал Таити и нанес на карту (которая до сих пор хранится в морском музее Мадрида) еще пять островов архипелага. Один из спутников баска — Максимо Родригес — составил первый словарь местного языка, обратив внимание на его родство с наречием жителей острова Пасхи. Испанцам удалось установить дружеские отношения с аборигенами — радушие последних даже шокировало Бонечеа, который был вынужден специальным приказом настрого запретить своим подчиненным сексуальные отношения с местными женщинами.
Благополучно вернувшись в Перу, баскский мореплаватель немедленно занялся организацией новой экспедиции. В сентябре 1774 года Бонечеа вывел из Кальяо два корабля. На этот раз испанцы везли с собой семена, сельскохозяйственные орудия, скот — колонизация Таити становилась реальностью. Отдельной целью второй экспедиции стало обращение туземцев в католичество — вместе с Бонечеа на Таити отправились монахи-францисканцы.
Вернувшись на остров, испанцы обнаружили остатки английского лагеря — за полтора года их отсутствия на Таити вновь успел побывать Кук. Опасаясь вмешательства Великобритании, уже через несколько дней после высадки Бонечеа установил на острове крест, объявил местное население христианским и спешно подписал с одним из местных вождей договор, устанавливающий власть испанской короны надо всем архипелагом и гарантировавший туземцам защиту от любых врагов.
Казалось, Доминго де Бонечеа добился своей цели, и его экспедиции можно было смело назвать успешными, но... 26 января 1775 года, через месяц после высадки, баскский мореплаватель умер от внезапной болезни. Лишившись своего предводителя, испанцы приняли решение покинуть Таити и оставить на острове лишь четырех колонистов. А еще через полгода Карл III полностью отказался от планов освоения архипелага, судьбу которого в последующие двести лет будут решать Франция и Великобритания. Единственное, что сегодня напоминает о присутствии испанцев на Таити — это могила баскского мореплавателя, обнаруженная при раскопках уже в XX веке, и дневники Максимо Родригеса, ставшие первым масштабным исследованием быта и языка местного населения.
Во время стоянки «Штандарта» в Бильбао у нас будет возможность посетить родной город Доминго де Бонечеа — Гетарию. За последние 500 лет здесь мало что изменилось — и во времена Элькано, и в период жизни Бонечеа этот небольшой городок славился своими рыбаками; остается он рыболовецкой столицей страны басков и сегодня. И кто знает — возможно, и среди тех, кто сегодня привозит свой улов на городской рыбный рынок, есть будущие великие мореплаватели? У вас есть шанс приобщиться к истории великих открытий (а заодно — к шедеврам местной рыбной кухни), записавшись к нам в команду!
Материал подготовили: